В течение последних двух
месяцев в редакцию газеты "Сегодня" звонят автомобилисты и жалуются на
то, что присылаемые дистанционно штрафы - фальшивки. Конечно, в
искренности слов водителей ввиду их личной заинтересованности можно
усомниться, но адвокат объединения "Кредо" Вадим Володарский рассказал
нам такой случай: "Клиенты принесли мне с виду обычное постановление и
доказательства: фото машины, на котором видна часть передка, и кусочек
асфальта. Указано время и якобы место нарушения с точностью до минуты и
номера дома. Но... водитель утверждает, что в это время его здесь не
было. И свое "алиби" подтверждает документально. Далее. В том месте нет
разметки. А на фото виден ее фрагмент. Кроме того, за несколько дней до
"даты нарушения" авто попало в ДТП и получило повреждения, которые
устранены уже после даты нарушения - это подтверждено документами СТО.
А на фото, якобы сделанном между этими событиями, передняя часть машины
- целая!"
На автофорумах
подобных рассказов - десятки (автомобилисты даже окрестили гаишников с
фоторадарами "визирастами" (от названия прибора "Визир"), а штрафы по
почте - "письмами счастья"). Водители утверждают, что постоянно видят
работников ГАИ и людей в штатском, которые стоят на обочинах и ведут
съемку цифровыми мыльницами. "Через несколько дней после того как меня
засняли, я получил "письмо счастья" со штрафом, - пишет нам читатель
Сергей из Макеевки. - Приложенная к письму фотография и впрямь смущает:
сделана на обычной бумаге, черно-белая, а цифры на отпечатке слегка
смазаны". Тем не менее на основании этого "вещдока" был выписан штраф в
размере 340 грн.
Чтобы
проверить полученную информацию на собственном опыте, мы решили
проехать по дорогам Киева и Киевской области в поисках мифических
фотографов. Поиск оказался недолгим - прямо за КП на Житомирской возле
"Ауди" стоял мужчина и снимал на обычную видеокамеру. Останавливаемся
пообщаться.
- А вы сотрудник ГАИ?
- Да, на государство работаю.
- А почему автомобиль частный и без формы?
- Потому что сегодня мы работаем в "скрытном режиме".
КАК МЫ СДЕЛАЛИ "ПИСЬМО СЧАСТЬЯ".
С одной стороны, это может быть действительно работник ГАИ, с другой -
мошенник, который собирал фотоматериал для будущих фальшивых штрафов.
Итак, как же с помощью обычной видео- или фотосъемки "умельцам" удается
сделать подделку?
Для того
чтобы получить ответ на этот вопрос, мы сфотографировали обычным
цифровиком движущиеся по шоссе авто, передали снимки худредактору
дизайн-агентства "Комильфо" Вячеславу Гончаруку и показали образец.
Пять минут работы спеца - и наши снимки дополнились графической
информацией о нарушении - от гаишного доказательства не отличишь.
Аналогичным способом удалось добавить циферки в видеозапись нарушения.
Почему
этот метод "работает"? Дело в том, что в изменениях КоАП прописано, что
50% от суммы штрафов направляются в местные бюджеты, а вторая половина
- в государственный. Но при этом в каждом регионе страны реквизиты для
оплаты штрафов за нарушения ПДД разные, а водитель вынужден
самостоятельно заполнять квитанции. Этой нестыковкой и пользуются
мошенники. Добавив на фото цифры превышения скорости, они отправляют
поддельное постановление о нарушении ПДД и квитанцию с реквизитами для
"уплаты штрафа". Естественно, что реквизиты не Госказначейства, а
открытого мошенниками карточного счета (адреса водителей берут из
купленной базы ГАИ).
КАК ИЗБЕЖАТЬ?
При получении "письма счастья" хорошо рассмотрите фото. При подозрении
уточните информацию по телефону доверия ГАИ либо в подразделении ГАИ
МВД, от которого якобы прислали штраф (телефоны указаны на
постановлении). Сверьте реквизиты в квитанции с данными на сайте
Госказначейства. Для этого зайдите на http://www.treasury.gov.ua,
перейдите в раздел "Деятельность ГКУ", выберите там подраздел "Новости
ГКУ" и найдите новость за 3 декабря 2008 года "Реквизиты счетов,
открытых в органах ГКУ..."
"ВИЗИР" В РУКАХ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Но,
похоже, что промышляют подделкой постановлений и сами гаишники.
Конечно, в особых навыках владения "фотошопом" рядового инспектора
заподозрить сложно, но один из сотрудников ГАИ на условиях анонимности
поведал о методах сделать нужный результат для выполнения плана.
Законы физики.
Изменение фотографий или видеозаписей - процесс трудоемкий, особенно
если их много. Намного проще воспользоваться законом сложения
скоростей. Так, если патрульный автомобиль движется со скоростью 50
км/час навстречу гражданскому, который едет со скоростью 60 км/час, то
прибор покажет сумму скоростей обоих автомобилей - 110 км/час (штраф в
размере 340 грн.). На фотографии при этом абсолютно не будет видно
того, что автомобили ехали в разных направлениях.
Увеличение количества нарушений.
Другой возможный способ фальсификации протокола о нарушении ПДД -
увеличить число патрульных с фоторадаром в одном месте. Так, одно
нарушение можно зафиксировать при помощи двух радаров одновременно и
составить одновременно два постановления: владельцу придется за одно и
то же нарушение платить вдвойне.
Игры с объектами.
Еще одна возможность для фальсификации - использование технических
особенностей "Визира". Так, фоторадар не способен определить расстояние
до цели. "Все дело в том, что фотографировать машины можно максимум с
80 метров, когда уже виден номерной знак. В то же время технические
характеристики прибора позволяют захватывать все видимое в зоне 400
метров", - отмечает директор ООО "Компания TREDEX", кандидат
технических наук Роман Павлович. В результате радар фотографирует один
автомобиль, а показывает скоростные данные другого.
КАК ОСПОРИТЬ.
Опрошенные нами юристы считают, что назначение штрафов при помощи
мобильных приборов, которые работают в ручном режиме, является
незаконным. "Прибор, которым проводится фиксация нарушений ПДД
сотрудниками ГАИ, не может являться средством автоматической фиксации
нарушений, поскольку он находится у сотрудника ГАИ в руках, параметры
работы прибора определяются непосредственно инспектором либо при помощи
компьютера. Между тем ст. 14-1 КоАП Украины предусматривает, что
фиксация должна проводиться именно приборами, которые работают
исключительно в автоматическом режиме", - считает юрист адвокатского
объединения "Кредо" Вадим Володарский.
Чтобы
обжаловать несправедливый вердикт, лучше всего обратиться с
соответствующей жалобой в суд в течение 10 дней. В заявлении следует
указать свои аргументы против постановления и доказательства. Следует
"напирать" на ст. 33 КоАП, согласно которой, выбор наказания должен
учитываться с учетом личности нарушителя. А при вынесении постановления
заочно у инспектора отсутствует возможность учесть личность водителя,
оценить его материальное состояние.
Если
в день якобы совершения нарушения вы не управляли данным
автотранспортным средством, то следует "напирать" на ч. 2 ст. 14-1
КоАП, которая гласит: при наличии обстоятельств, свидетельствующих о
совершении правонарушения иным лицом, собственник в 10-дневный срок с
момента вынесения постановления имеет право сообщить об этом
должностному лицу, которое вынесло постановление. При этом исполнение
постановления приостанавливается до выяснения обстоятельств.
"Желательно подкрепить жалобу доказательствами того, что в этот день вы
не ездили: билетами, командировочным листом, больничным либо другими
документами", - говорит Вадим Володарский.
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
Сергей Коломиец, начальник департамента ГАИ МВД Украины:
-
Мы неоднократно предупреждали водителей через СМИ, что дорожные
инспекторы имеют полное право вести скрытый надзор и фиксировать
нарушения Правил дорожного движения фото- и видеосредствами.
Производятся эти действия в соответствии со статьей 14-1 Кодекса
Украины об административных правонарушениях, которая предусматривает,
что к ответственности за нарушения ПДД в случае их фиксации
специальными техническими средствами привлекаются не только владельцы,
но и совладельцы транспортных средств. Методы работы ГАИ расписаны в
подзаконных актах и ведомственных приказах в соответствии с
законодательством.