Все знают, что на современном руле болида Формулы 1 множество разных
кнопочек и выключателей. Но зачем их так много? Давайте вместе с вами
попытаемся разобраться.
Руль BMW Sauber 2006 года:
1. Ограничение скорости на питлейне
2. Увеличение дифференциала
3. Повышение оборотов двигателя
4. Передача вверх
5. Увеличение трекшн контроля
6. Переключатель режима нагрузки двигателя
7. Рычаг сцепления
8. Трекшн контроль
9. Обмен данными с командой во время нахождения на питлейне.
10. Блокировка трекшн контроля
11. Многофункциональный переключатель
12. Изменение топпливной смеси
13. Диагностика
14. Информация команде перед питстопом о необходимой настройке аэродинамических элементов
15. Сцепление
16. Переключатель режимов дифференциала
17. Радиообмен
18. Уменьшение трекшн контроля
19. Передача вниз
20. Уменьшение оборотов двигателя
21. Уменьшение дифференциала
22. Нейтральная передача
23. Выбор режимов меню дисплея.
Кокпит болида Формулы 1
Кокпит современного болида Ф1 - очень узкое пространство, при этом
пилот должен чувствовать себя настолько комфортно, чтобы все его
внимание было уделено исключительно гонке, в то время как он крепко
привязан ремнями безопасности и постоянно испытывает перегрузки, такие
как 5g при торможении и 4g при поворотах. Каждая кнопка или
переключатель, находящиеся в кокпите, должны быть расположены наиболее
близко и удобно к пилоту, так как из-за тугих ремней безопасности пилот
имеет очень ограниченную подвижность. Также кокпит сжимает пилота сам
по себе, поэтому некоторые пилоты даже одевают наколенники.
Разработчики постоянно пытаются снизить центр тяжести болида, и так как
сам болид весит около 600кг, а человек примерно 70кг, то пилот
составляет важный фактор распределения массы. Это, как правило,
означает, что пилоту приходится буквально лежать, а не сидеть, как
привык обычный водитель.
Пилот "сидит" низко, и видимость резко ослабевает. А пилоты низкого
роста могут видеть вообще только в зоне, находящейся выше передних
колес. Так, например, во время подъезда к пит-стопу, вы можете
наблюдать одного из механиков, специально держащего руку над местом,
где должны находится передние колеса при остановке. Зеркала заднего
вида должны быть отстроены под углом, который позволит видеть трассу
сквозь задние антикрылья, но большинство пилотов отстраивают их так,
что в основном все, что они видят, - это задние колеса.
Вокруг шеи пилота находится съемный подголовник. Это приспособление
было впервые продемонстрировано в 1996 году и служит для защиты шеи при
сотрясениях болида или при авариях. Руль и педали
В 1996 г. Ferrari представили новый, "изощренный" руль, со
встроенным монитором, на котором отображается абсолютно вся информация,
которая ранее была видна только на приборном щитке. С тех пор эта идея
была поддержана командами и развивается до сих пор.
Руль сделан из карбона и покрыт замшей. Из-за маленького кокпита,
чтобы сесть или вылезти из болида, руль должен быть снят. Отсоединяется
руль маленькой защелкой за ним. На самом руле находятся различные
кнопки для переключения информации на мониторе или выставления
установок. Например: включение задних огней, установка ограничения
скорости, выключатель радиопереговорного устройства, аварийные
включатели, кнопки регуляторов: сцепления, бензосмеси, электронного
акселератора, дифференциала, баланса тормозов и пр.
С тыльной стороны руля находятся рычажки переключения скоростей. У
всех пилотов, левый служит для переключения скорости на более низкую
передачу, а правый, соответственно, - на следующую. Ниже рычагов
переключения скоростей находятся два рычага выключения сцепления, хотя
оба выполняют одну и ту же функцию.
Педали в Ф1 обычно разрабатываются под каждого пилота в отдельности.
Например, некоторые используют большую педаль тормоза и маленькую газа,
другие предпочитают такие педали, когда ноги полностью зафиксированы.
Большинство используют левую педаль как тормозящую и имеют всего две
педали. В то время те, кто используют правую педаль для тормоза имеют
еще специальное пространство для "отдыха" левой ноги. Шлемы и костюмы
Шлем в Ф1 в основном для безопасности, а не для индивидуальности
пилота. Их делают из специального легкого прочного материала, и они
проходят тесты на прочность, так же как и сами болиды. Каждый шлем
стоит около $1500, уже раскрашенный и со встроенным радио. Проблема
создания шлема заключается в том, что он должен быть в одно и тоже
время очень прочным и, главным образом, легким, т.к. при поворотах (да
и при любых нагрузках) тяжелый шлем будет сильно давить на шею. Как
правило, шлем весит 1.2 кг и выполнен из стекловолокна. Обивка внутри
шлема сделана из полистирола с подкладкой из номекса. "Стекло" (или,
если хотите, маска) на шлеме предназначено для препятствия попадания
посторонних предметов в шлем. Толщина такого "стекла" примерно 3мм.
Также возможно вы замечали, что из левой стороны шлема идет трубочка,
она предназначена для того, что бы пилот мог пить во время езды. При
нажатии определенной кнопки, вода подается в шлем и пилот может
позволить себе утолить жажду.
Костюм делается из 3-4 слоев термостойкого волокна (ароматического
полиамида) и является огненепроницаемым. Он дает пилоту максимум 30
сек. что бы тот вышел из зоны огня. Ботинки и перчатки тоже выполнены
из этого материала. На перчатках в районе ладони нашит слой замши, или
кожи, для удобного управления рулем. Ботинки же имеют тонкий мягкий
слой резины на подошве, для лучшего ощущения педалей. Вся экипировка
проходит тесты в FIA. Одежда пилота должна выдерживать температуру в
800 градусов, по крайней мере, в течение 12 секунд. Шлем гонщика должен
выдерживать температуру в 790 градусов в течение 11 секунд, а так же
нагрузки в 300 g, в том числе при столкновении с острыми предметами. И,
наконец, стекло шлема не должно быть повреждено предметами, летящие со
скоростью 500 км/час. Двигатель болида Формулы 1
Мотор Ф1 - наиболее сложный элемент всего болида, обладающий
огромной мощностью и состоящий примерно из 1300 деталей, что и делает
его настолько дорогостоящей единицей. Невообразимое количество оборотов
(19000 об/мин) и колоссальные температуры вызывают проблему надежности
мотора.
На данный момент все моторы имеют 8-цилиндровую систему, которая
обеспечивает от 705 до 745 л.с.(лошадиных сил). Цилиндры сделаны из
алюминиевого сплава. Для решения проблемы внутренней инерции некоторых
компонентов их изготовили из керамики. Эти материалы настолько прочны,
насколько требует этого конструкция мотора, и в то же время имеют
маленький вес (95-100 кг весь мотор); это означает, что для их разгона
требуется меньше силы, что в свое время идеально способствует низкой
затрате горючего и высокой эффективности двигателя. Так же были попытки
использовать другой материл - бериллий, но его надежность оказалась
небольшой, и такой мотор не дал никаких улучшенных результатов.
Начиная с 2006 года в Формуле-1 используются четырёхтактные
V-образные восьмицилиндровые двигатели без наддува с углом развала
цилиндров 90°. Объём двигателя не должен превышать 2.4 литра.
Максимальный диаметр цилиндра - 98 мм, что подразумевает минимальный
ход поршня в 39.7 мм. В каждом цилиндре используется по два впускных и
два выпускных клапана. Минимальная масса двигателя составляет 95 кг.
Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл
довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 и 2007
годах малобюджетным командам позволено использовать 10-цилиндровые
моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра
воздухозаборника.
Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также
запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Впуск и выпуск изменяемой геометрии также запрещены. Каждый цилиндр
может иметь только одну форсунку для впрыска топлива и только одну
свечу зажигания.
Блок цилиндров и картер двигателя должны быть выполнены из сплавов
алюминия. Коленвал и распредвалы должны быть сделаны из стали или
чугуна. Толкатели клапанов должны быть выполнены из сплавов алюминия, а
сами клапана - из сплавов на основе железа, никеля, кобальта или
титана. Использование карбона и композитных материалов при производстве
блока цилиндров, головки блока и клапанов запрещено.
Для запуска двигателя на пит-лейн и на стартовой решётке
используется внешний стартёр (отдельное переносное устройство, не
устанавливаемое на машину).
В настоящее время также налагаются ограничения на смену моторов
каждым гонщиком на своём болиде: один установленный двигатель должен
пройти два Гран-При (как квалификацию, так и гонку). Исключение из
этого требования одно - если гонщик не финишировал в Гран-При, он имеет
право на следующем Гран-При воспользоваться новым двигателем (для
которого снова включается требование использовать на двух Гран-При).
Нарушение требования (досрочная смена моторов) ведёт к перемещению
гонщика на стартовой решётке на десять позиций назад, т. е. стартовать
он должен позже.
|