В семействе французских «львов» – автомобилей Peugeot – есть один очень редкий зверь. Таких, как он, выращивают отдельно; их иначе кормят, воспитывают, учат… Этот зверь – раллийный Peugeot 206 WRC. Родословная Как известно, марка Peugeot в автоспорте – не случайный гость, а давний, всеми уважаемый завсегдатай. Не будем сейчас перечислять все успехи «львов» на кольцевых гонках или в многочасовых марафонах, хотя «Формула-1» или «24 часа Ле Мана» – это вам не фунт изюма. Остановимся на раллийном Чемпионате мира, ибо именно он стал ареной самого свежего триумфа французов. Третий год подряд команда Peugeot побеждает в зачете производителей, а ее первый пилот, Маркус Гронхольм, добавляет к этому вот уже второй чемпионский титул в личном первенстве. Но нельзя забывать и о том, что этот триумф Peugeot – не первый в WRC. Болельщики постарше несомненно догадаются, о чем речь. Конечно же, о сезонах 1985-86 годов, когда маленький, но шустрый «львенок» Peugeot 205 Turbo 16 буквально разорвал в клочья всех конкурентов на раллийных трассах мира. 21 победа за два года – вот результат тогдашних выступлений Юхи Канккунена, Ари Ватанена и Тимо Салонена. Однако после недолгого триумфа заводская команда Peugeot покинула WRC… Покинула, чтобы вернуться. Сначала переднеприводная версия Peugeot 306 принимает участие в Чемпионате Франции (а в 1996-97 годах выигрывает его). Параллельно с этим полноприводный вариант «триста шестого» участвует в некоторых асфальтовых гонках WRC – Корсика, Каталония, Монте-Карло, Сан-Ремо… К 1998 году был готов раллийный прототип «206-го», а еще через два года началось его триумфальное шествие по мировым трассам. Так что с родословной у Peugeot 206 WRC все в порядке. Внешний облик Говоря о внешности животных, в первую очередь упоминают об окрасе, но тут у нашего героя четкой определенности нет. В 2000-м в раскраске болидов Peugeot превалировал белый цвет, затем в течение двух лет основным был серебристый. А учитывая, что с будущего сезона титульным спонсором команды Peugeot Sport станет компания Philip Morris и ее брэнд Marlboro, можно ожидать, что в окраске машины будет преобладать красный цвет. А вот о размерах раллийного «львенка» можно рассказать кое-что интересное. При подготовке гоночного прототипа на базе серийного «206-го» группа создателей во главе с экс-мерседесовцами Жераром Велтером и Мюратом Гюнаком, столкнулась с небольшой проблемой – стандартная «двести шестая» модель в длину не дотягивала до положенных по регламенту WRC четырех метров. Проблему удалось устранить: за счет тщательно рассчитанной аэродинамической обвески длину довели до приемлемых 4005 мм. При этом Peugeot 206 WRC все еще остается самой маленькой среди действующих раллийных машин, а ее колесная база (2468 мм) едва ли не самая короткая – меньше только у Seat Cordoba WRC (2443 мм); у остальных болидов база превышает 2500 мм.
Скелет и внутренние органы Кузов каждого Peugeot 206 WRC – исключительно ручная работа, хотя кузовные панели, вплоть до их толщины и материала, в точности соответствуют серийным. Парадокс? Отнюдь! Жесткий регламент WRC предписывает полную идентичность кузовов боевой машины и ее стандартного прообраза. Вот и приходится механикам разбирать серийный кузов по кусочкам, укреплять его дополнительными рамами жесткости, немного увеличивать колесные арки, предусматривать место для туннеля трансмиссии и осуществлять еще кое-какие доработки. Затем кузовные панели устанавливают на место – все эти операции занимают 6-7 недель; за сезон же приходится создавать от 15 до 20 машин. А вот внутри машины сходство с серийным прообразом ограничивается наличием руля и двух передних сидений. О комфорте, которым так гордятся французские производители, можно забыть – условия исключительно спартанские. Никаких кармашков на дверях, климат-контролей, пепельниц, подстаканников и прочей «ерунды» – все предельно функционально. Ковшеобразные сиденья Sparco, пятиточечные ремни безопасности, бортовой компьютер (к нему мы еще вернемся) и трубы жесткого каркаса безопасности. Задних пассажирских сидений, понятное дело, нет. Вместо них за спинами водителя и штурмана – два бензобака общим объемом 85 л.
Сердце и голова «Сердцем» французского зверя занимались специалисты из фирмы Жан-Пьера Флера, с которой Peugeot сотрудничает с 1994 года. За основу они взяли блок серийного 2,0-литрового 16-клапанного мотора XU9J4, который устанавливался еще на Peugeot 405 Mi16, и добавили к нему турбонаддув. Естественно, это только на словах просто – «взяли и добавили». На самом деле мотористам под руководством главного инженера проекта Мишеля Нандана повозиться пришлось немало. Ведь, согласно все тому же драконовскому техрегламенту FIA мощность турбомоторов раллийных болидов не должна превышать 300 л.с. – для того, чтобы это соблюдалось, на отверстии впускного клапана устанавливается специальная шайба-рестриктор диаметром 34 мм. Зато крутящего момента специалисты Peugeot смогли добиться просто фантастического – 550 Нм при 3500 об/мин! Что интересно, коробка передач расположена продольно – рядом с двигателем в тоннеле пола. Дело в том, что после размещения под капотом двухлитрового турбомотора места для КПП уже не осталось. Вот и вынуждены были мотористы пуститься на подобные ухищрения – теперь крутящий момент передается к коробке посредством специального углового редуктора. КПП разработана совместно с фирмой X-Trac; она 6-ступенчатая механическая, с автоматизированным переключением передач. Используя в качестве селектора карбоновые кольца, расположенные на руле, гонщик дает команду электронике – повысить передачу или понизить. Эти кольца на машине каждого из гонщиков отличаются друг от друга – их форма разрабатывается для каждого из пилотов индивидуально. Естественно, управлять этим роскошным мускулистым «телом» должна мудрая «голова». В данном случае система Step 9, разработанная фирмой Magneti Marelli. Эти электронные «мозги» (между прочим, не менее сложные, чем в «Формуле-1») способны контролировать одновременно порядка 200 параметров автомобиля, в том числе работу двигателя и подвески, давление в шинах, температуру различных узлов, абсолютную и угловую скорость и многое другое. Мускулы и лапы Как вы уже догадались, привод у Peugeot 206 WRC, в отличие от его серийного собрата, полный. Центральный дифференциал контролируется электроникой; передний и задний – механические (хотя разработчики утверждают, что не за горами и гидравлический задний дифференциал). Подвески, передняя и задняя, типа McPherson; амортизаторы – и этим особенно гордится Peugeot – собственного производства. Кстати, амортизаторы, наряду с тормозными колодками и покрышками (у Peugeot их поставщиком является Michelin), меняются на раллийных машинах чаще всего. Причем основная идея даже не в том, что эти элементы изнашиваются больше других. Просто и пружины амортизаторов, и покрышки тщательно подбираются перед каждым этапом, а иногда даже и перед некоторыми отдельными спецучастками. Выбор напрямую зависит от двух факторов – погоды и типа покрытия. Для асфальтовых гонок одна спецификация пружин, для «убойных» гравийных – другая… Гончие львы Вот, вкратце, все, что мы можем поведать о породе «гончих львов». Естественно, это далеко не все их отличия от «гражданских» собратьев, но любопытство тоже имеет границы. Нарушить их невозможно – специалисты Peugeot в свои тайны широкую общественность не посвящают…
| Peugeot | 206 | 206 WRC | Общие данные | Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек | Дверей | 3/5 | 3 | Мест | 5 | 2 | Длина | 3835 мм | 4005 мм | Ширина | 1650 мм | 1770 мм | Высота | 1430 мм | 1370 мм | База | 2440 мм | 2468 мм | Колея передняя | 1435 мм | н.д. | задняя | 1430 мм | н.д. | Масса снаряженная | 910 кг | н.д. | полная | 1405 кг | 1230 кг | Объем бака | 50 л | 85 л | Двигатель | Тип | бенз. с распр. впр. | бенз. турбо | Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/4 | R4/4 | Объем | 1997 см куб. | 1997 см куб. | Мощность | 99 кВт 137 л.с. | 220 кВт 300 л.с. | при | 6000 об/мин | 5250 об/мин | Макс. кр. мом. | 190 Нм | 535 Нм | при | 4100 об/мин | 3500 об/мин | Трансмиссия | Тип привода | передний | полный | КПП | мех. 5-ст. | мех. 5-ст. | Ходовая часть | Тормоза передние | диск. вент. | диск. вент. | задние | диск. | диск. вент. | Подвеска передняя | незав. | McPherson | задняя | полузав. | McPherson | Усилитель руля | гидро | гидро | Шины | 185/55 R15 | 200/65 R18 | Стоимость | 17800 евро* | более 50000 евро | * в Украине
|
|