В 1934 году Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), известный немецкий
конструктор (основатель всемирно известной немецкой автомобильной
компании Porsche AG), получил заказ от национал-социалистического
правительства Германии на разработку современного легкового автомобиля.
И уже в 1935 году такой автомобиль был разработан. Он получил
название Volkswagen («Фольксваген»), что дословно в переводе
с немецкого значит «народный автомобиль». После двухлетних испытаний
в 1937-м была запущена серия VW30, а к 1938 автомобиль обрёл знакомый
многим поколениям внешний вид.
Из-за внешнего сходства с жуком журналисты дали Volkswagen VW30 прозвище Beetle. Позже оно стало названием машины.
Volkswagen сразу оценили конструкторы, инженеры и водители. О нём
заговорили, появились многочисленные публикации, в 1938 году в статье
New York Times Volkswagen окрестили за внешнее сходство «жуком». Это
прозвище настолько прижилось, что стало визитной карточкой автомобиля.
Для производства «народного автомобиля» 26 мая 1938
года в городе Вольфсбурге началось строительство крупнейшего
европейского автозавода Volkswagen. Но надвигавшаяся война помешала
наладить выпуск этого автомобиля. Их была произведена всего дюжина.
Автомобиль очень нравился фашистским бонзам. На нём с удовольствием
разъезжал сам Гитлер.
Во время
войны завод Volkswagen был переориентирован на призводство военной
техники. Такой, как легковой вездеход Kubelwagen (type 82). |
Во время Второй Мировой войны работы по строительству Volkswagen
были приостановлены, а недостроенный завод перепрофилирован
на производство военной продукции.
После окончания войны предприятие попало под контроль англичан,
в чьей зоне оккупации находился Вольфсбург. Осенью 1945-го английские
власти передали заводу заказ на 20 тысяч автомобилей. Но только почти
через десять лет началось серийное производство автомобиля в его
первоначальной модификации.
В 1947-м Volkswagen был выставлен на экспортной ярмарке
в Ганновере и привлёк к себе большое внимание. Завод получил первый
зарубежный заказ из Голландии на тысячу автомобилей, а в 1948 стали
поступать заказы из Швейцарии, Бельгии, Швеции и других стран.
Volkswagen Beetle делался во множестве различных модификаций — среди них был даже пикап. |
В январе 1948-го сменилось руководство Volkswagen, его генеральным
директором стал Генрих Нордхофф, представитель нового поколения
немецких технократов. Обновлённое руководство состояло
из дипломированных инженеров, обладавших международным опытом работы
на автозаводах и умевших нестандартно мыслить.
С их приходом автомобиль был усовершенствован и модернизирован.
В 1949 году начали выпускаться модели с новыми типами кузова —
кабриолет и лимузин. В серийном производстве оборудование салона стало
более комфортабельным, производилась установка частично
синхронизированного двигателя.
Была налажена сеть автосервиса и технических станций
по обслуживанию автомобиля. Постоянно велась работа с западными
клиентами. Volkswagen создал мощную сеть сбыта автомобилей.
Volkswagen Type 87 Kommandeurswagen. |
Экспорт автомобиля, получившего мировую известность, к концу
1948-го составил около 50 тысяч машин, на внутреннем рынке было продано
около 15 тысяч.
К этому времени завод освободился от союзнического контроля
англичан, и 6 сентября 1949 года Volkswagen был полностью передан
Федеративной Республике Германия.
Начался новый этап развития завода, который, прежде всего, был
отмечен интенсивным наращиванием производства и увеличением сбыта.
К 1950 году было выпущено 100 тысяч автомобилей, к 1951-му —
500 тысяч машин, а 5 августа 1955-го состоялась торжественная церемония
по случаю выпуска миллионного Volkswagen. Девизом этого времени в жизни
немцев становится популярная фраза, связанная с Volkswagen, — «Он член
моей семьи».
Volkswagen Beetle в том виде, в котором его запомнили лучше всего. |
Проверенная годами надёжность и доступная цена машины усилили экспортные возможности автомобиля. Volkswagen продаётся уже в 150-ти
странах мира. Появляются дочерние фирмы за рубежом —
в 1953-м в Бразилии, в 1956-м в ЮАР, в 1957-м в Австралии,
в 1964-м в Мексике (здесь с 1998 года выпускается «жук», ставший
настоящим хитом сезона у голливудских звёзд) и других странах.
Первой модификацией стандартного Volkswagen-1200 в 1955 году стало спортивное купе Karmann-Ghia,
марка которого была составлена из названий создавших его фирм: кузов
проектировала итальянская компания Ghia, а собирался он на немецкой
кузовной фирме Karmann в Оснабрюке. В 1961 году программа пополнилась
новым Volkswagen-1500 с кузовом седан и двигателем увеличенного рабочего объёма, на базе которого выпускались очередные исполнения купе и кабриолета Karmann-Ghia.
Удивительно красивый кабриолет Volkswagen Karmann-Ghia был создан при участии итальянских мастеров Carrozzeria Ghia. |
В 1965 году Volkswagen выкупила у компании Daimler-Benz («Даймлер-Бенц») фирму Audi, создав концерн Volkswagen-Audi,
известный под аббревиатурой VAG. Позднее в него вошли испанская фирма
SEAT («СЕАТ») и чешский завод Skoda («Шкода»). В настоящее время Audi
AG — дочерняя компания концерна Volkswagen, которой предоставлена
полная самостоятельность.
Volkswagen 1500 S — седан среднего класса с двигателем увеличенного рабочего объёма.
| Volkswagen VW-411, первый автомобиль совместной разработки с Audi, особого успеха не имел.
Первым результатом объединения в 1968 году стал VW-411 с двигателем
воздушного охлаждения рабочим объёмом 1679 куб.см.. Модель весьма
сдержанно была принята покупателями. В 1969 году, после присоединения
фирмы НСУ, появился первый Volkswagen с передними ведущими колёсами,
получивший индекс «К-70».
Его можно было приобрести с двигателями рабочим объёмом 1594 или 1795 куб.см. В 1969-1975 годах при сотрудничестве с фирмой Porsche выпускались спортивные автомобили Volkswagen-Porsche-914 с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 1679 и 1991 куб.см. В 1970 году появился VW-181 с утилитарным
открытым кузовом, напоминавший армейские машины военного времени. Его
развитием в 1979 году стал лёгкий полноприводный армейский автомобиль
lltis.
Результат совместной работы с Porsche — спортивный автомобиль 914 с кузовом тарга, тоже не сыскал особой любви покупателей. |
Родоначальником нового поколения Volkswagen считается
переднеприводный Passat, выпущенный в 1973 году. Он предлагался
в многочисленных вариантах с двигателями рабочим объёмом
от 1297 до 1588 куб.см.
Начало выпуска Volkswagen Passat считается поворотным моментом в истории компании. |
На следующий год появился спортивный Scirocco с 3-дверным кузовом купе и моторами объёмом от 1093 до 1588 куб.см., а также компактный 3- и 5-дверный хэтчбэк Golf.
Модель Scirocco — бюджетный спорткар от VW с моторами объёмом от 1,1 до 1,6 литра. |
За первые 30 месяцев выпуска с конвейера сошёл 1 миллион машин Golf,
превратив Volkswagen в одного из крупнейших изготовителей автомобилей
в Европе. В 1979 году появился кабриолет Golf, неизменно пользовавшийся
высоким спросом.
Модель Golf I, появившаяся в 1974-м, оказалась наиболее
удачной: современная, экономичная, надёжная, именно такая модель могла
расшевелить международный рынок. Golf ознаменовал собой новый этап
конкуренции в производстве класса компактных автомобилей, которые стали
почти официально называться «гольф-классом».
Знаменитый VW Golf, единственный автомобиль марки Volkswagen, сумевший побить рекорд Beetle по уровню продаж. | Volkswagen Polo первого поколения внешне сложно было отличить от Golf.
Если за время разработки новых моделей в 1973-1974
годах убытки концерна превысили 800 миллионов немецких марок, то уже
в 1975-м за счёт большого спроса на них удалось покрыть все затраты.
Всего через 3 года после запуска Golf I был произведён миллионный
автомобиль этой марки. В 1983-м увидел свет Golf II, а восемь лет
спустя, в 1991-м, дебютировал Golf III, который, как и предыдущие
модели, поддержал высокую репутацию Golf. За двадцать три года с начала выпуска было произведено 17 миллионов Golf трёх поколений. В 1995-1996
годах Golf III лидировал по числу продаж в Европе. В 1997-м состоялся
дебют нового Golf IV, только в первые дни после которого было принято
более 60 тысяч заказов.
В начале 1975 года представили «младшего брата» Golf — трёхдверный переднеприводный Polo, аналогичный по конструкции автомобилю Audi-50 и предлагавшийся с двигателями рабочим объёмом 895-1272 куб.см. Недорогой
и практичный Polo также стал очень популярным и укрепил финансовое
положение Volkswagen. На базе Polo предлагался трёхобъёмный вариант
с кузовом седан Derby.
С 1980 года на базе Golf производилась модель Jetta с кузовом 4-дверный седан. В 1992-м она была заменена аналогичной машиной (уже на шасси Golf третьего поколения), названной Vento.
Под названием Volkswagen Jetta выпускался Golf с кузовом седан. |
В 1981 году Passat и Scirocco были модернизированы, а через год
на базе Passat появился седан Santana, в оснащение которого впервые
входил 5-цилиндровый бензиновый S двигатель рабочим объёмом 1994 куб.см.
Созданный на базе Passat, Volkswagen Santana оснащался мощным по тем временам двухлитровым пятицилиндровым мотором. |
В период 1988-1995 годов собиралось единственное в программе 3-дверное купе Corrado, преемник Scirocco.
В середине восьмидесятых в Вольфсбурге решили вернуться к идее доступного спорткупе. Corrado стал преемником модели Scirocco. |
Модели Variant с кузовом универсал и кабриолет на шасси машин
третьего поколения продолжают выпускаться с 1993 года. Две модели
Variant Syncro с 2,0- и 2,9-литровыми моторами имеют полноприводные шасси.
Седан VW Polo Classic предлагался в основном в развивающихся странах.
Компактная модель Polo третьего поколения производится с 1994 года. Кузова 3- и 5-дверный хэтчбэк, седан Polo Classic и 5-дверный универсал Variant. Двигатели бензиновые и дизельные 4-цилиндровые рабочим объёмом 1,0-1,9 л мощностью 50-101 л.с.
Комфортабельное семейство Vento первого поколения оборудуется 4- и 6-цилиндровыми моторами в 1,6-2,8 л мощностью 75-174 л.с.
Универсал повышенной вместимости Sharan производится с 1995 года в 5-7-местном исполнениях, на передне- и полноприводном шасси. Мощность бензиновых и дизельных двигателей рабочим объёмом 1,9-2,8 л в пределах 90-174 л.с.
Разработанный
вместе с компанией Ford минивэн Volkswagen Sharan является практически
полной копией Ford Galaxy. Отличия — в эмблемах, гамме моторов
и возможности заказать полноприводную трансмиссию на VW. |
Семейство моделей Passat пятого поколения было показано в 1996 году.
В отличие от предыдущих машин, выпускавшихся с 1988 года, они вновь
унифицированы с однотипными Audi моделей А4 и А6. Это позволило
применить более мощные и современные силовые агрегаты Audi продольного
расположения.
Формально
относящийся к среднему классу, по размерам и уровню оснащения
Volkswagen Passat B5 попадал, скорее, в категорию автомобилей
бизнес-класса. |
Модели Passat производятся только с кузовами седан и 5-дверный универсал Variant и оснащены 4-, 5- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными моторами в 1,6-2,8 л мощностью 90-193 л.с. Несколько моделей Variant в комплектации Syncro имеют полноприводные шасси.
В 1999-м вышла модель комфортабельного седана BORA.
Построенный на базе Golf IV седан в Европе продавался под названием Bora, а в США он носил имя Jetta. |
Несколько предприятий Volkswagen в Бразилии, Мексике, Аргентине
и Китае изготовляют ряд моделей, существенно отличающихся
от европейской продукции. Среди них модели Gol («Гол»), Parati
(«Парати») и Santana («Сантана»), созданные на шасси моделей Golf
и Passat предыдущих поколений.
Разработанный и собираемый в Бразилии Volkswagen Gol, предлагающийся у нас под названием Pointer. |
Мексиканский филиал продолжает производство модели «1,6i» типа «Жук» с 1,6-литровым
двигателем в 44 л.с., а с начала 1998 года освоен выпуск принципиально
нового переднеприводного автомобиля Beetle («Битл») на шасси моделей
Golf, внешне похожего на известного «Жука».
Попытка
Volkswagen возродить легендарного «Жука» окончилась неудачей — новый
автомобиль получился дорогим и не таким привлекательным. |
В настоящее время концерн Volkswagen — один из крупнейших по объёмам
продаж в мире, имеет свои заводы в 15 странах мира, выпускает продукцию
под пятью торговыми марками Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT. С 1998 года
концерну принадлежит марка Rolls-Royce («Роллс-Ройс»).
Кроме легковых автомобилей, завод также осуществляет выпуск грузовиков,
микроавтобусов. В состав концерна Volkswagen входят: Volkswagen AG,
Audi AG, SEAT SA, Škoda Auto («Шкода Авто»), Volkswagen-Saxonia GmbH
(«Фольксваген-Саксония ГмбХ»).
Главное
оружие Volkswagen в борьбе за покупателей, родоначальник целого класса
имени себя, в 2004 году появился VW Golf пятого поколения.
|